Вольный или невольный субъективизм

Вольный или невольный субъективизм

Интерпретация истории, таким образом, оказывается обусловленной предварительным толкованием позиции, с которой рассматривается и оценивается исторический факт. Но вопрос может быть сформулирован иначе: нельзя ли дать оценку теоретической позиции историка с точки зрения самого исторического факта? Ведь только в этом случае можно освободиться от вольного или невольного субъективизма. Вроде бы здесь нет особой проблемы, поскольку факт истории сам по себе имеет объективный характер и не зависит от сознания историка. Его следует брать таким, каков он есть Факты составляют ткань истории как науки.

Они, как представляется на первый взгляд, даны непосредственно и поэтому выступают в виде суммы раз и навсегда установленных истин. Они, как представляется на первый взгляд, даны непосредственно и поэтому выступают в виде суммы раз и навсегда установленных истин. Уточнение, «изменение» этих истин связано лишь с исправлением нашего субъективного восприятия истории, его неполнотой.

В этом смысле нет ничего прочнее «эмпирического костяка» истории. Какие бы усилия мы сегодня ни предпринимали, нам не удастся «сдвинуть» Октавиана Августа с того места, которое он занял в истории Древнего Рима. Точно так же и события недавнего прошлого, скажем ход и итоги второй мировой войны, останутся навсегда такими, как они сложились.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Еще не оценили)
Загрузка ... Загрузка ...

Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: