Хоманс: практичный мир обмена
Если теория общества Гоффмана была «холодной» или «унылой» социологией, родственной политически пассивным 50-м, то теория Гарфинкеля — социология, более близкая активным 60-м и особенно склонным к политическому бунтарству кампусам настоящего периода. Хоманс: практичный мир обмена. Но Джордж Хомане и Питер Блау, в своих теориях социальных изменений разработали ряд иных теоретических моделей, значительно отличающихся от парсонсовской. Одна из характерных особенностей, в ощутимой степени отдаляющих их от функционалистской модели, состоит в той настойчивости, с которой они разбирают свои экономические предпосылки и сосредоточивают на них анализ.
Людей они рассматривают как обменивающихся вознаграждениями. Действительно, все формы поведения считаются имеющими определенные рыночные характеристики, чувствительными к колебаниям спроса и предложения, объектом обсуждения с точки зрения предельной полезности. Действительно, все формы поведения считаются имеющими определенные рыночные характеристики, чувствительными к колебаниям спроса и предложения, объектом обсуждения с точки зрения предельной полезности. Усилие направлено на то, чтобы посмотреть, что лежит в основе морали, обнаружить постоянный базис, от которого зависит сама мораль и на который опирается институт выживания.
Цель — прозондировать социальные роли, имеющие структуру в рамках определенной культуры, чтобы обнаружить самые элементарные единицы поведения. В своих работах Хомане, как и Гоффман, уходит от анализа сложившихся институтов и закрепленных культурой ролей; люди в них представляются не только как члены конкретного общества, но и «как представители вида». И опять-таки, как и Гоффман, Хомане все больше и по-новому осознает бренность вещей.
В отличие от функционалистов Хомане особенно не надеется на легитимность и социальные нормы, отвечающие за стабильность институтов.