Конфликты и беспорядок
Это социальный мир, в котором нужда, кажется, не имеет значения и не напоминает о себе настоятельно, а если ее и признают, то с ней всегда можно легко справиться посредством морального кодекса; это мир, в котором люди используют власть плодотворно, во имя общих интересов и коллективных целей, это мир, где разница в степени обладания властью редко искушает сильнейшего брать больше, чем позволяет мораль. Короче говоря, социальная система Парсонса представляет собой вечный двигатель. Предполагая, как я делаю выше, что Парсонс не считает социальные конфликты и противоречия следствием необходимых требований социальной жизни, я говорю о том, что Парсонс имплицитно принимает за «реальное» в социальных системах: то есть о его самых основных, хотя и редко формулируемых, доменных предпосылках, касающихся социальных систем. Мысли Парсонса присуща тенденция допускать, будто бы возможно, чтобы этих конфликтов не было. Их существование является совершенно случайным, зависящим от того, как действуют в любой момент механизмы, обеспечивающие стабильность.
Их существование является совершенно случайным, зависящим от того, как действуют в любой момент механизмы, обеспечивающие стабильность. Конфликты и беспорядок рассматриваются не как составная часть необходимого порядка вещей; они скорее подобны случайным заболеваниям, чем немощи стареющего тела и неизбежной смерти. Парсонс оперирует предпосылкой, что в социальной системе нет ничего, что неизбежно приводило бы к ее концу, наносило бы ей серьезные повреждения, постоянно подвергало бы ее напряжению или даже время от времени радикально меняло бы ее структуру.
Другими словами (и мы рассмотрим это в следующей главе), Парсонс считал, что социальная система бессмертна. По большей части именно потому, что Парсонса воодушевляло стремление наделить свою «социальную систему» бессмертием, ему было трудно понять, каким образом социальные системы должны необходимо и закономерно меняться, и поэтому в «Социальной системе» он приходит к мрачному пессимистическому выводу относительно самой возможности понять это.