Мощный рост производительности американской экономики
Вследствие автоматизации труда «очень похоже, что традиционное “дно” пирамиды профессий, по сути, исчезает». Мощный рост производительности американской экономики представляет собой «фактор, открывающий большие положительные возможности» и, по существу, в настоящее время служит заменителем закрытой границы. Главным стимулом восходящей социальной мобильности является доступ не к обладанию имуществом, а к образованию. Для жителей крупных городов и их пригородов, которые могут жить дома во время обучения в колледже, «экономические трудности, связанные с посещением высших учебных заведений, не являются главной преградой даже для студентов из семей со сравнительно низкими доходами. данные, которыми мы располагаем, указывают на то, что это не так важно, как обычно полагают».
данные, которыми мы располагаем, указывают на то, что это не так важно, как обычно полагают». Поэтому, объясняя неумение некоторых лиц добиться повышения своего статуса благодаря образованию, Парсонс подчеркивает, что «неожиданно большое значение придается фактору мотивации повышения статуса. в отличие от фактора объективных экономических возможностей для этого».
Короче говоря, возможности повышения статуса в настоящее время, по-видимому, зависят, главным образом от образования, а образование — от честолюбия или желания «вскарабкаться наверх». Подводя итоги, отметим, что в 1953 г Парсонс, изучая американскую систему, нашел, что она хороша. Признавая некоторые «несоответствия» между достижениями и вознаграждением, он считает, что эта сторона имеет «второстепенное» значение; наблюдая дискриминацию негритянского населения, он верит, что со временем такое положение исправится благодаря неуклонному воздействию всеобщих ценностей и тому огромному значению, которое они приписывают равенству возможностей; отмечая, что наука и образование подчинены утилитарным целям и задаче увеличения производительности, он не находит причин для возмущения.