Теория социальной стратификации
Хотя анализ Парсонса оставляет нерешенными многие важные проблемы, и к некоторым из них я вернусь позднее, сейчас я просто хочу отметить любопытную аномалию в нравственной позиции Парсонса, в его «морализме». Фундаментальный подход Парсонса требует систематического и постоянного подтверждения важности изучения социального мира с точки зрения его морального кодекса. И Парсонс неустанно делает это Однако несоответствия между действительностью и моралью, которые он наблюдает, никогда не волнуют и, разумеется, никогда не выводят его из себя; для него это всегда временные несоответствия, второстепенные аберрации, минимальные отклонения, не имеющие, по большому счету, никакого значения. Парсонс — редкостный феномен, это — довольный моралист. Несмотря на все его разговоры о «волюнтаристическом» компоненте, поведение самого Парсонса явно обнаруживает, что моральные ценности не всегда заставляют энергично действовать во имя их утверждения, а, наоборот, могут способствовать самодовольному чувству удовлетворенности существующим порядком вещей.
Несмотря на все его разговоры о «волюнтаристическом» компоненте, поведение самого Парсонса явно обнаруживает, что моральные ценности не всегда заставляют энергично действовать во имя их утверждения, а, наоборот, могут способствовать самодовольному чувству удовлетворенности существующим порядком вещей. Его морализм постоянно приобретает форму пиетета по отношению к статус-кво, его апологии, а не критики. Парсонс неизменно видит не до конца наполненный стакан воды наполовину полным, а не полу пустым.
По существу, Парсонс добивается этого, осваивая действительность при помощи морали и сосредоточивая свое внимание только на тех аспектах реальности, которые не противоречат морали; так, например, в своей переработанной теории социальной стратификации он любезно сообщает нам, что будет заниматься главным образом ее «ценностным аспектом».