Ведение интенсивного сельскохозяйственного производства
Требовалось сокрушить вековую отсталость деревни, победить темноту и невежество, сломить силу привычек и традиций старого общества и внедрить в жизнь и быт крестьянина ростки новой, социалистической культуры. Главная трудность заключалась в том, что начинать это приходилось при ничтожном количестве сил и средств. Не было ничего удивительного в том, что на каждые 10 человек в коммунах приходился лишь один грамотный. Ведь большинство членов коммун составляли бедняки, не имевшие возможности в дореволюционной России получить хотя бы низшее образование.
Тягу к знаниям, просвещению и культуре несли в деревню бывшие воины Красной Армии и партизаны, ставшие наряду с рабочими организаторами первых коммун. Тягу к знаниям, просвещению и культуре несли в деревню бывшие воины Красной Армии и партизаны, ставшие наряду с рабочими организаторами первых коммун. Создаваемые ими коллективные хозяйства мыслились как очаги культуры и просвещения в деревне.
Всюду, где возникали коммуны, вместо церквей и питейных заведений строились клубы и школы, детские сады и ясли, больницы и библиотеки — учреждения, призванные нести знания и культуру в самую гущу отсталой деревни. Сама организация жизни и быта в коммунах оказывалась более приспособленной для ведения такой работы, нежели в артелях и тозах.